Корабли лавировали

Я очень люблю корабли, поэтому обрадовалась по крайней мере одной из инициатив правительства Сергея Собянина. Прошлой осенью власти Москвы объявили, что запустят «речной автобус» —десять 34-местных теплоходов «Тверца» станут курсировать между районом Печатники на юго-востоке столицы и причалом «Китай-город» в центре, цена билета —49 рублей. Туристические суда ходят в Москве редко, а билеты стоят от 400 рублей.

Пока, впрочем, из дешевого «речного автобуса» ничего не получилось. В апреле выяснилось, что корабль на первых порах будет один, потому что инвестор проекта, «Белогородская судоверфь», не успевает изготовить все суда сразу. В конце июня прошли испытания первого теплохода «Тверца», однако на момент написания статьи «водного автобуса» так и не было. Концепция транспортного развития столицы предполагает, что на развитие «водного автобуса» частные инвесторы в этом году потратят $220 млн —хватило бы и на воздушную подушку, но кто даст денег? Ведь бюджетные средства московские власти вкладывать не хотят. А вот, для примера, несколько городов, которые попытались наладить у себя систему водного общественного транспорта.
«Аквабус» произносится с ударением на вторую А. Два десятка катеров на 12 мест уже третью навигацию курсируют по питерским рекам и каналам. Владеют судами три частные компании, которые получили право обслуживать четыре маршрута, выиграв городские конкурсы. Аквабус —общественный транспорт, поэтому стоимость билета устанавливается городским комитетом по тарифам.

Поездка от Медного всадника до Летнего сада или от Свердловской набережной на Рыбацкий проспект обойдется в 100 рублей, рейс курортной линией в Кронштадт —в 200 рублей. Но получают перевозчики в обоих случаях около 400 рублей с каждого пассажира —поездки субсидирует бюджет города. Короткие маршруты по центру ходят с интервалами 10-15 минут.
Во сколько обходится налогоплательщикам Петербурга такая игрушка?

На обустройство 20 причалов город потратил 8 млн рублей. На их уборку и охрану за сезон уходит еще чуть больше миллиона. Но основная статья расходов —это субсидии. В прошлом году на выплаты перевозчикам в бюджете города заложили 130 млн рублей, выплатили только 108 млн, в бюджете на этот год заложено 110 млн рублей.

Самая большая сложность, как говорит представитель питерского Комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев, организовывать причалы аквабусов рядом с остановками общественного транспорта —многие набережные являются охраняемыми территориями. Но популярность «водных автобусов» в Питере растет: в 2010 году они перевезли 250 000 пассажиров, в 2011-м —400 000, а в этом году ожидается свыше 600 000 человек.

В XIX веке пыхтящие пароходы ежедневно развозили по Темзе больше 15 000 лондонцев. Но появились железная дорога, метро, мосты, и пассажиров на пароходах становилось все меньше. В 1884 году обанкротилась «Лондонская пароходная компания», в которую незадолго до этого, пытаясь спастись, объединились речные пассажирские перевозчики. В начале XX века город закупил 30 колесных пароходов, билет на которые стоил пенни, но через семь лет компания закрылась. Теперь все по-другому. Только крупнейший оператор Thames Clippers на своих 12 катамаранах перевозит 7000 человек в день.

Как у лондонцев это получилось? В 1997 году, в преддверии миллениума, власти города выделили $21 млн на развитие набережной. Появилось знаменитое колесо обозрения и, например, выставочный центр Купол Миллениума. Девелоперы зданий, расположенных на берегу, были заинтересованы в речном транспорте.

В 1999 году бизнесмены Шон Коллинз и Алан Вудз основали компанию Thames Clippers, которая владела только двумя лодками и возила 200 человек в день по короткому маршруту от Гринленд Пир на востоке до Эмбанкмента с остановкой в деловом районе Canary Wharf. Созданная городским комитетом транспорта компания London River Services (LRS) согласилась субсидировать стоимость проезда и даже инвестировала $3 млн в расширение флота. Сама же LRS решала проблемы с организацией движения. Например, чтобы делать остановки на маршруте, «водному автобусу» нужен пирс, а частные владельцы пирсов не всегда разрешают швартовку или требуют больших денег. Часть пирсов LRS выкупила, с хозяевами других подписала договор о сотрудничестве. Чтобы увязать «водные автобусы» с другими видами транспорта, схему маршрутов сделали в одном стиле с картой маршрутов автобусов обычных.

Свою лепту внесли и инвесторы. Консорциум инвесторов во главе с девелопером проекта Power Station (редевелопмент угольной ТЭЦ на юго-западе Лондона) согласился вложить ?35 млн в покупку пирсов, создание инфраструктуры и субсидирование тарифов, чтобы речные автобусы курсировали между Челси и Canary Wharf каждые 15 минут. В 2006 году миллиардер Филипп Аншуц за $15 млн выкупил Thames Clippers у основателей. Прогулка на кораблике стоит ?6, необходимость в государственном субсидировании практически отпала.

Чтобы понять, почему система водного транспорта в Сиднее является одной из самых крупных в мире, достаточно взглянуть на карту. Прихотливо изрезанные берега залива Порт-Джексон делают водный путь кратчайшим на многих направлениях. Например, людям, живущим на побережье, добраться в деловой центр города проще всего именно по воде. Компания Sydney Ferries, суда которой сейчас совершают 175 000 рейсов в Сиднейской бухте и по реке Параматта ежегодно, появилась в 1861 году. К весне 1932 года компания стала крупнейшим перевозчиком в мире, но как раз тогда торжественно открылся мост через бухту —знаменитый Харбор-Бридж. Торжество инженерной мысли стало катастрофой для мореходов: число пассажиров Sydney Ferries резко сократилось с 30 млн до 13 млн в год. Чтобы спасти корабли, правительство штата Новый Южный Уэльс в 1951 году выкупило компанию.

Но до сих пор не может ничего с ней сделать. С 2005 года по сей день Sydney Ferries собирает на билетах 45-50 млн австралийских долларов, а тратит 130-140 млн. Остальное доплачивает правительство, за семь лет сумма превысила 400 млн долларов и год от года растет. Количество судов (сейчас 28) и перевозимых пассажиров (14 млн человек в год) остается стабильным. Цена билета в один конец для взрослого составляет 5,6 австралийского доллара (около 180 рублей).

Власти неоднократно пытались приватизировать Sydney Ferries, однако сталкивались с мощным противостоянием общественности. Австралийцы полагают, что, если их любимая судоходная компания перейдет в частные руки, цены вырастут, а сервис испортится. «Keep our Sydney Ferries safe in public hands!» —такую песню распевают активисты в выложенном на YouTube обращении к министру транспорта.

Оставить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы чтобы комментировать.